Антология искусства Казахстана

Родился в 1958 г. Окончил художественное училище (1978) и ГТХИ (1983) в Алма-Ате. С 1993 г. - член СХ РК. Живет и работает в г. Алматы.

Даром седьмого чувства, то есть прозрения, наделяет Природа людей искусства не зря. Своими произведениями они, подобно Творцу, создают новую реальность, абстрагированную как от жизни, так и от высших сфер.

На границе двух миров - видимого и невидимого - выплывают из метафизической неяви, обретая очевидность бытия, шорохи рифм, звуки и переливы цвета в бликах листвы на полотнах живописца Галыма Оспанова.

Ведущая тема его полотен - мир природы. Именно мир, а не картины природы в привычно-пейзажном прочтении, где наш глаз как-то обыденно находит местечко для обитания человека, соизмеряя окружающее скорее со своим чувством комфорта.

В подобном соотношении координаты "природа-человек" - главное отличие мировосприятия Запада и Востока. Вспоминая о своих приоритетах в искусстве, художник рассуждает о полотнах, Врубеля, Сислея, Писсарро. Тем не менее, он раскрывает магию природы все-таки через контекст восточной философии: в ее первозданном виде, неразрушенном деятельностью человека. Художник любит повторять: "Смиренно слушая природу...". И добавим, перенося на полотна тончайшие и быстротечные нюансы ее существования: шапки запоздалого снега на весенних ветках, сквозь старую листву проклевывающиеся желтые первоцветы, блики лунного света, запечатленные в названиях его картин. Природа рядом, напоминает художник, черпая впечатления в основном за окном мастерской.

Галым, пройдя через недолгий опыт реалистической живописи, осознал, что зыбкие грани зазеркалья и сложного быстротечного бытия, фотографически-топографический метод передать бессилен. Преодолевая реалистическую обыденность пейзажа, он, первым из казахстанских художников, постулирует мир природы через живописно-пластические символы ее различных ипостасей, тем самым, обнажая жизнь невидимую, тайную суть происходящего. По существу, утверждается многоплановость и одномоментность существования на стыке различных измерений пространства и времени, где человек ощущает себя частью природы. Растворившись в ней, материализирует самое быстротечное и ускользающее от нас - время - связав воедино прошлое и будущее, незамутненное апокалиптическими предчувствиями.

Е. Малиновская
кандидат искусствоведения, доцент,
директор галереи "ARK"

1
2
3