История искусств Казахстана

Галым Оспанов (р. 1958) пишет плоды, цветы, вазы. Композиции просты: стол и несколько предметов. Одни и те же предметы предстают различно - то в полноте своих качеств, то в избирательности черт, то в абстрагировании от конкретности.

Их изображения и образные концепции располагаются в амплитуде ясно - туманно, близко - далеко, знаемо-таинственно. Смена интерпретаций происходит не в линейно развивающемся времени, а в ритме движения качелей: туда-сюда. Или в движении по спирали: возвращение к прежнему, но на другом уровне. Когда живописца притягивает натура, конкретности, приметы природы и цивилизации, тогда на холсте возникает красота фактуры, формы, силуэта и цвета каждого отдельного предмета, расположенного в выразительной близости или отдаленности от других (Синяя ваза; Красное и белое. 2005). Когда волнует среда обитания, тогда в изображении букетов, например, главной становится задача передать жизнь цвета в световом потоке. В результате ботаническая конкретность почти исчезает - возникают мелодии цветовых нюансов, адекватные настроению, состоянию души и мировосприятию художника именно в данный момент жизни (Солнечный свет; Осенний букет. 2005). Когда художника волнуют связи и отношения, он отказывается от иллюзорной фиксации конкретного, чтобы посмотреть за грань вещей и, как ни странно, увидеть нечто бытийное: не отдельное и разделённое, а корреспондирующее к соседнему. Возникает, своего рода, социум вещей, несущий в себе отблески человеческих отношений (Розовые цветы. 2005; Хрусталь и стекло; Медь на синем. 2006). Предметы теряют избыточные приметы конкретности, с них слетает все в данный момент не актуальное, их характеристики стягиваются к простым определениям: круглое, вертикальное, желтое, белое, малое, большое. Место обитания перестает быть нейтральным пространством для героев - объектов, но приобретает равноценное с ними значение. Динамичные соотношения цветовых следов предметов и окружающей среды создают образы, с поэтическим и метафизическим смыслом. Возникает декоративное целое, внутри которого каждый потерял кое-что от своей полноты, но зато теперь может удачно вписаться в ансамбль. Иногда это сосуществование идиллично, иногда драматично. В натюрмортах Галыма Оспанова чаще материализуется идея деликатного согласия, дружеской взаимосвязи, мирного диалога. И всегда звучит тихая мелодия созерцания, неторопливого и бережного всматривания в то, что находится перед внешним и внутренним взором художника.

Баян Барманкулова
искусствовед

1
2